В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ с 2010 года страхователи со среднесписочной численностью сотрудников более 50 человек обязаны отчитываться в ФСС только в электронном виде с ЭП.

Приказом от 12.02.2010г № 19 (с изменениями Приказом от 14.03.2012г. № 87 ) Фонд социального страхования РФ утвердил Технологию приема расчетов страхователей по страховым взносам в электронном виде с применением электронной подписи.

В настоящее время ФСС принимает в электронном виде с ЭП только форму «Расчетная ведомость 4-ФСС» (Ф4-ФСС). Регламент предоставления остальных форм не изменился. Ознакомиться с порядком предоставления отчетов в электронном виде можно на портале ФСС. 

Фонд социального страхования предлагает всем страхователям ознакомиться с "Рекомендациями по сдаче расчетных ведомостей по Форме 4 ФСС РФ в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи". Документ содержит подробное описание работы пользователя на портале ФСС РФ по подготовке и сдачи отчета по форме 4-ФСС.

Порядок представления отчетности в ФСС

Для того чтобы представить отчетность в ФСС с ЭП, страхователю необходимо:

1. Получить в Удостоверяющем центре (УЦ) сертификат ЭП

Для выпуска сертификата для ФСС страхователю необходимо заполнить заявление на выпуск сертификата и предоставить его в Удостоверяющий центр ЗАО «НТЦ СТЭК».

Выпуск сертификата осуществляется на платной основе - страхователю выставляется счет на оплату согласно действующему прайс-листу (скачать бланк заявления можно по ссылке). Заполненное и подписанное заявление можно прислать по факсу или электронной почте или предоставить лично. Координаты указаны ниже.

2. Сформировать Расчетную ведомость 4-ФСС

Сформировать форму 4-ФСС можно на портале ФСС или с помощью программного обеспечения, поддерживающего данный формат. Файл с отчетом должен быть выгружен в утвержденном ФСС xml-формате. Ознакомиться с порядком работы на портале ФСС и процедурой  формирования формы 4-ФСС можно в рекомендациях ФСС.

3. Установить сертификат ЭП на рабочей станции страхователя

Для того чтобы подписать и зашифровать файл с формой 4-ФСС, на рабочем месте страхователя должно быть установлено средство криптографической защиты информации (СКЗИ), сертификат страхователя, выданный в УЦ и сертификат уполномоченного лица ФСС для приема отчетности от страхователей.

Утилиты и инструкции для предоставления отчета Ф4-ФСС с ЭП можно скачать по следующим ссылкам:

4. Загрузить на портал ФСС подписанный и зашифрованный отчет Ф4-ФСС

Подготовленный в утвержденном формате xml-файл с Ф4-ФСС необходимо подписать ЭП страхователя, зашифровать на сертификат уполномоченного лица ФСС и загрузить на портал ФСС.

5. Получить ответ от ФСС о результатах проверки файла 4-ФСС

Каждому отправленному файлу присваивается идентификатор (набор цифр), который страхователь должен записать или сохранить. Дата и время отправки отчета фиксируется ФСС.

После отправки отчета на портале ФСС страхователь автоматически попадает на страницу проверки расчета «Проверка и контроль», где может скачать квитанцию о получении Фондом расчета страхователя. Так же это можно сделать вручную, используя идентификатор расчета, или во вкладке «Личный кабинет», используя регистрационный номер ФСС.

Квитанция о приеме расчета формируется в зашифрованном виде и подписывается ЭП уполномоченного лица Фонда. Квитанция является юридически значимым документом, подтверждающим факт приема ФСС РФ заполненного страхователем расчета Ф4-ФСС. Указанную квитанцию страхователь получает только в случае положительного результата выполнения всех этапов контроля.

В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки. В случае отрицательного результата какого-либо из этапов контроля страхователь должен повторить процедуру предоставления расчета, просмотрев протокол проверки на странице "Проверка и контроль".

Дополнительную информацию по сдаче формы 4-ФСС в электронном виде с использованием ЭП страхователь может найти на сайте Фонда социального страхования РФ.

Техническая поддержка

В соответствии с утвержденным ФСС регламентом Оператор электронного документооборота выполняет только функцию Удостоверяющего центра и выдает сертификаты.

ЗАО «НТЦ СТЭК» является Удостоверяющим центром и выполняет функцию выдачи сертификатов ЭП. ЗАО «НТЦ СТЭК» оказывает консультационную поддержку только по вопросам, связанным непосредственно с работой программного обеспечения Система «СТЭК – Траст», СКЗИ «Верба – OW» и СКЗИ «Крипто-Про CSP».

По вопросам регистрации и работы на Портале Фонда, работы с ЭП и работы на Шлюзе Фонда страхователь может обратиться к специалистам регионального отделения Фонда или его филиала, в который он сдает расчеты страхователя по форме 4 ФСС РФ:  контактная информация отделений Фонда и их филиалов.